О проекте

«Атлас визуальных элементов»
создан в рамках исследовательского проекта «Визуальный мир российских азбук и букварей второй половины XIX — начала XX вв.: эволюция стратегий наглядного обучения», поддержанного грантом РГНФ 16-06-00113а.

«Визуальный поворот» в современной культуре обусловил настоятельную необходимость обучения детей работе с визуальной информацией. Иллюстративный ряд школьного учебника и активная работа с ним осознаются сегодня педагогами как важное средство формирования и развития визуальной грамотности.

Истоки современного поворота к визуальному находятся в XIX столетии. Во второй половине XIX — начале XX вв. визуальные компоненты учебной литературы приобрели самостоятельное дидактическое значение. В это время произошло качественное изменение роли наглядности в пособиях для первых лет обучения, заложившее основы и определившее последующее развитие дизайна школьных учебников вплоть до появления современных цифровых изданий.

Настоящий проект направлен на исследование визуального ряда азбук, букварей, книг для чтения, применявшихся в начальной школе России второй половины XIX – начала XX вв. В пособиях для первоначального обучения грамоте были в наибольшей степени проработаны важнейшие способы размещения и оптимальное количество иллюстраций, взаимосвязи и взаимовлияния текстовой и образной информации, новые формы и методы организации процесса обучения.

«Атлас» позволяет исследователю:

  • проследить генезис компонентов визуального ряда учебных пособий того или иного периода;
  • выявить основные тенденции развития приемов наглядного обучения;
  • определить, какими были способы визуализации информации в учебниках для начальной школы;
  • выяснить, какие алгоритмы закладывались в учебники их создателями в качестве моделей учебного процесса, опиравшихся на визуальный ряд;
  • увидеть, какие методы и приемы обучения детей работе с визуальной информацией были использованы в азбуках и букварях;
  • проанализировать, какие дидактические функции были присущи визуальному ряду учебников для первоначального обучения грамоте в России второй половины XIX – начала XXв.

 

Мы выделили следующие дидактические функции:

  • — декоративная;
  • — ориентировки;
  • — дополнения, пояснения, иллюстрации текста;
  • — информационная (изображение не сопровождает(ся) текст(ом), а является единственным источником информации);
  • — формирования навыков чтения;
  • — формирования навыков письма;
  • — формирования и развития интеллектуальных операций;
  • — воспитывающая, регламентирующая.

 

К разным типам визуальных элементов нами отнесены:

  • изобразительные: иллюстрация, репродукция художественной картины, рисунок;
  • художественные элементы оформления: виньетки, заставки, рамки и т.д.);
  • графические: схема, график, карта и т.д.;
  • графические элементы оформления: линии, выделения, шрифты, интервалы, указатели, и т.д.

 

Комментарии закрыты